K-FEST 2024. Концерт органной музыки «Dass Vatter Unser»
Пятница, 21 июня 2024, 19:30
В программе:
Иоганн Ульрих Штейгледер (1593–1635)
Фантазия из книги табулатур Dass Vatter Unser (1627 г.)

Иоганн Якоб Фробергер (1616–1667)
Токката VI da sonarsi alla leuatione, FbWV 106

Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621)
Фантазия в манере эхо in d

Фердинанд Тобиас Рихтер (1651–1711)
Токкатина и каприччио in d

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия in c, BWV 999
Хоральная партита O Gott, du frommer Gott, BWV 767

Пабло Бруна (1611–1679)
Tiento sobre la Letanía de la Virgen de 2° tono

Иоганн Пахельбель (1653–1706)
Aria prima из сборника Hexachordum Apollinis
Чакона in d

Иоганн Ульрих Штейгледер
Токката из книги табулатур Dass Vatter Unser (1627 г.)
Исполнитель:
Андрей Коломийцев (орган)
Знаменитый хорал, который, как и большая часть лютеранского наследия, ассоциируется преимущественно с северонемецкой и средненемецкой традицией, предстаёт в этой программе в неожиданном — южногерманском — контексте. Штутгартский органист Иоганн Ульрих Штейгледер сыграл огромную роль не только в развитии жанра хоральной обработки, но и органного письма в целом. Dass Vatter Unser представляет собой табулатурную книгу из 40 вариаций на одноимённый хорал, которые органист мог компоновать в любом порядке по своему усмотрению. Увлекательность, сложность и изящество композиторских решений в каждой из вариаций зиждется на уникальном сочетании идей и методов, возможном лишь на том «перекрëстке стилей», каким была музыка Южной Германии в XVII веке.

Между двумя хоральными обработками из табулатурной книги Штейгледера, обрамляющими программу, мы видим впечатляющую панораму барочной органной музыки: каждая из её составляющих риторически сопоставляется с другими, с чем-то «рифмуясь», что-то, напротив, оттеняя по контрасту. Хоральная партита Себастьяна Баха, одна из первых крупных вех его творчества, запечатлевшая непосредственные творческие поиски молодого композитора, — и ария из Гексахордума, созданного Пахельбелем в конце жизни как символ высокого мастерства и искусного письма, достойного остаться в веках. Графически чёткое и ясное письмо Свелинка с типичными северными перекличками двух мануалов — и мягкий, пластичный стиль Рихтера, опирающийся на французскую орнаментику и итальянскую полифонию. Абсолютная свобода и разомкнутость «парящей в воздухе» фробергеровской токкаты на вознесение Святых Даров — и целеустремлённое движение в tiento Пабло Бруна, основная мысль которого оказывается заключена в типичный гармонический квадрат, на основе которого строится форма, подобная пассакалии.